Типы амортизационных вилок для велосипеда

Типы амортизационных вилок для велосипеда
0 2 Comments

Categories:

Конструктивные особенности вилки, устройство

Практически каждый человек знает, зачем нужна подвеска для автомобиля. А вот зачем в велосипеде требуется амортизационная вилка — понимают не все.

Некоторые даже на полном серьёзе считают, что главная причина — это красота, стильность, ведь современные вилки действительно могут смотреться очень красиво.

Но, конечно же, это шутка. Необходимость амортизации объясняется вот чем:

  • удобство — если не будет тряски и постоянных ударов по рукам, то кататься значительно удобнее;
  • сохранность здоровья — такие удары, в частности, передаваемая в запястья вибрация, нередко оказываются опасны при излишне агрессивной езде — суставы человека могут быстро стареть и заболевать, им нужна защищённость;
  • управляемость — движения на поворотах и кочках гарантируют сохранение курса, т. к. именно на вилку приходятся перегрузки, которые по-другому могли бы уйти на колесо и привести к юзу;
  • сбережение энергии — при «проглатывании» небольших дорожных неровностей амортизатор поглощает импульсы, которые бы мешали ехать вперёд.

Как следствие, каждый человек осознаёт, зачем сейчас нужны амортизационные вилки. И только наиболее бюджетные байки (или, наоборот, самые продвинутые, где она просто не нужна ввиду того, что они в принципе по-другому устроены) не используют их.

Чтобы разобраться в устройстве такой вилки, достаточно повнимательнее изучить её конструкцию. Есть рулевая труба, где с одной стороны закреплён руль, а с другой стороны вилка постепенно переходит в корону. Есть вилки с одной короной и с двумя. Если у вилок одна коронка, то их чаще всего используют в более «спокойных» велосипедах. Двухкоронные — для байков, предполагающих быстрое движение.

Вилка устроена достаточно незатейливо — из её коронки (или коронок) выходят специальные внутренние трубочки, входящие, в свою очередь, в специальные ноги вилки — её трубчатую часть.

Принцип работы

Достаточно нажать на руль при проезде через неровный участок дороги, скажем, выбоину или кочку, чтобы внутренние трубки, преодолевая сопротивление расположенной внутри вилки пружины, зашли в её ноги.

Здесь стоит отдельно отметить 2 варианта сопротивлений, влияющих на велосипед:

1. колебание

2ударная прямая нагрузка.

Колебания должны гаситься с помощью глушителя — масла, воздуха или эластомера. Тогда пружина будет медленно, аккуратно отходить назад.

А если имеет место прямой удар, то его принимает на себя и смягчает пружина.

Так и получается плавно ехать даже по неровной дороге.

Какой глушитель лучше? Из наиболее дешёвых — производимый из полимера —  эластомер. Если нагрузки постоянные, то, с другой стороны, именно эластомер достаточно быстро может испортиться, так что имеет смысл предпочесть ему воздух или масло.

Виды

Есть достаточно много разновидностей подобных устройств. Обычно они классифицируются как раз в зависимости от используемых пружин и глушителей. Конкретные варианты:

  • вилки пружинные амортизационные, использующие только пружины из стали, в них нет глушителя колебаний. Именно по причине отсутствия глушителя такая вилка лишь условно может считаться амортизатором, так как колебаний она не гасит. Такие вилки самые бюджетные (1500-3000 рублей), но они низкого качества. Обычно приобретение не оправдывает себя, т. к. они ещё и часто ломаются. Подходят разве что для детских велосипедов. Но всё же лучше ездить с ней, чем без амортизатора вообще;

  • пружинно-эластомерные, где, помимо стальной пружины, имеется действующий как глушитель эластомер. По цене подобные вилки оказываются примерно вдвое дороже пружинных, но их нельзя назвать полноценными амортизаторами. Как глушитель стержень эластомера достаточно неплохо работает, но крайне быстро истирается (зачастую требуется менять его уже через год). Такие вилки даже после небольшого замедления сжатия крайне быстро приходят в изначальное положение, могут ударить человеку по почкам и рукам. Но всё-таки для прогулочных, простых туристических моделей их использование оправдано. Если вы выбираете такие вилки, то стоит посоветовать производителя RockShox Judy;

  • воздушные амортизационные — там воздух действует сразу как пружина и глушитель. Необходимо накачивать воздух велонасосом, но, т. к. манжеты вилки нередко пропускают его, то амортизатор понадобится периодически снова подкачивать. Цена таких вилок до пяти тысяч рублей, на них есть метка АТ или НТ. Производитель — RST. Если вы ездите не слишком быстро, скорее всего это оптимальный для вас вариант; но для агрессивной и скоростной езды — не лучший: скоро придёт в негодность;
  • маслянно-воздушные — действительно очень хороший вариант, но цена на них немного «кусается», превышая 8 тысяч рублей. Как глушитель действует масляная капсула, а как пружина — воздух. Разумеется, цена вилки определяет и качество её работы — чем амортизатор дороже, тем лучше функционирует. В такой вилке больше настроек и она может удержать более тяжёлых людей. Уровень воздушного давления бывает разным — чем он выше, тем лучше динамика и переносимость изменения температур. С другой стороны, если уровень воздушного давления низкий, то вилка дольше служит, хотя при малейших изменениях погоды её приходится перенастраивать;
  • самый хороший тип — всё-таки масляно-пружинные. За них придётся заплатить от 6 тысяч рублей, но это того стоит. Стальную пружину в качестве глушителя колебаний дополняет масло. Велосипед без всяких проблем будет двигаться плавно и точно. Такие вилки годятся для всех способов ездить, но их сложнее регулировать.

Перечисленное выше относится к простым вилкам, чаще всего используемым в производстве. У них крайне высокая эффективность. Но, кроме них, бывают так называемые «перевёртыши», по сути являющиеся перевёрнутым вариантом обыкновенных вилок. Они куда прочнее по сравнению с обыкновенными и лучше катятся по неровной поверхности.

Существуют и особые варианты, например, со сложной системой амортизации, где много поршней и рычагов. Или вилки с одной ногой.

Заключение

При выборе вилки как хорошего помощника для езды по любым трассам следует проверить, что у её производителя в РФ есть сертифицированный представитель и в городе имеется пункт приёма повреждённой техники.

2 thoughts on “Типы амортизационных вилок для велосипеда”

  1. Елена:

    Благодарю за информацию

  2. Василий:

    Добрый день спасибо за информацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *